- Манера поведения ребенка становится значительно более резкой и грубой (замкнутой и
отрешенной), прогрессирует специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика,
изменяется привычный образ жизни, несовершеннолетний начинает соблюдать
неизвестные ритуалы в повседневных действиях (омовения, жесты, молитвы, пение),
соблюдает необычные посты и праздники, употребляет непривычную пищу и напитки. - резко изменяется стиль одежды, внешний вид начинает соответствовать внешнему виду
представителей определенной субкультуры (появление в гардеробе ранее никогда не
используемых ребенком хиджабов, балаклав, иных головных уборов, повязок, нашивок,
масок, в том числе, медицинских); - в доме появляется нетипичная символика или атрибутика, оружие и другие необычные
предметы; звучит специальная «духовная» музыка, на восточный манер воскуряются
благовония; - подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по
вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе,
фильмам, компьютерным играм (увлечение химией вне школьной программы, изучение
состава и процесса приготовления взрывных устройств, взрывчатых веществ, оружия и
боеприпасов); на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с
текстами, роликами или изображениями религиозного, экстремистко-политического
содержания; псевдонимы в Интернете, пароли носят экстремально-политический
характер. - резкое увеличение числа разговоров на политические, религиозные и социальные темы,
в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости; внезапные
разговоры о добре-зле, наказании-прощении, астрале, кармических узлах и т.д.; начинает
воспитывать и поправлять взрослых, может прямо обвинить в греховности образа жизни,
попутно заявляя, что стал новым человеком; - появляется сразу много новых знакомых, ребенок рассказывает о них, они приходят в
гости или звонят; пропадает на несколько часов — посещает мероприятия («сходки»,
встречи, семинары); - замкнутость, скрытность, стремление изолироваться от обычного круга общения;
- из квартиры пропадают деньги и материальные ценности; у ребенка появляются новые,
неизвестные родителям, источники дохода.
Как бороться.
- Не осуждайте категорически увлечение ребенка, идеологию группы, попытайтесь
выяснить причину его настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно. - Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что
человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться
дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в
обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров
из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей вместе
добивались определенных целей (победа над фашистской Германией в Великой
Отечественной Войне; большое количество научных открытий, сделанных
представителями разных национальностей и рас). - Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное
влияние, в том числе, посредством сети «Интернет» и мобильной связи, попытайтесь
изолировать от лидера группы.
Как избежать. - Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и
что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в
мире, межэтнические отношения, вопросы религии. - Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные
организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и
самовыражения подростка, значительно расширят круг общения. - Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание на то,
какие передачи он смотрит, какие книги читает, какие сайты посещает
Как распознать человека, вовлеченного в экстремистскую или
террористическую деятельность? Методы профилактики
Для лиц, подверженных вовлечению в террористическую деятельность
и причастных к ней, свойственна высокая степень «десоциализированности»,
что компенсируется различными защитными психологическими
механизмами. Недостаток эмоционального общения замещается
болезненным честолюбием, конфликтностью, агрессией, стремлением
доказать себе и окружающим свою значимость, активным поиском своей
группы, сверхценной идеи. Чаще всего агитация экстремистов направлена на
социально активную часть общества (от 15 до 35 лет).
Основными признаками экстремистской личности являются
агрессивность, фанатизм, постоянная готовность к самопожертвованию,
слепая вера в правоту своей идеологии, крайняя нетерпимость к иным
взглядам, суждениям и верованиям. Лица, обладающие такими
характеристиками, становятся наиболее уязвимыми для вовлечения в
деструктивные сообщества террористической направленности.
К мотивам террористической деятельности относятся:
самоутверждение и самореализация, молодежная романтика, пресыщение
жизнью, корыстные, меркантильные и идеологические мотивы,
«товарищеская» мотивация.
О вовлеченности лица в террористическую идеологию могут
свидетельствовать следующие признаки поведения:
- нездоровый интерес к террористическом деятельности, идейным
истокам терроризма, литературе, описывающей идеи терроризма,
деятельность организаций, использующих террор как форму политической
борьбы; одобрение террористических и экстремистских проявлений;
высказывания, свидетельствующие о враждебных взглядах к существующему
конституционному строю и намерении приобщиться к террористической
деятельности; - проявление необоснованного интереса к возможностям
использования в террористических целях различных видов оружия,
взрывчатки, ядов и других опасных веществ; - высказывание в открытой или завуалированной форме намерений
совершить террористический акт.
К методам переубеждения относятся: - приведение доводов, способных разъяснить неверную жизненную
позицию; - предоставление негативных и позитивных примеров из реальных
жизненных ситуаций; - обсуждение (диалог) действий других лиц, высказывание и обмен
мнениями, склонение к изменению взглядов.
В ходе специальной профилактики весьма важно оказывать именно
убеждающее воздействие на объекты профилактики. Это обусловлено
необходимостью подбора тонких методов воздействия на лиц, подверженных
деструктивной идеологии, с целью противодействия.
В процессе профилактической работы во избежание обратной реакции
со стороны объектов воздействия нежелательно употребление тех или иных
названий религиозных течений, с которыми они себя связывают.
Целесообразнее методично дискредитировать саму идеологию,
методологию и приемы идеологической обработки и вовлечения граждан в
деструктивную идеологию, а также проводить тонкую работу по снижению
авторитета популярных среди них проповедников. При этом рекомендуется
проявлять уважение к профилактируемым лицам и путем метода убеждения
привести к адекватному пониманию и восприятию общественнополитической ситуации.
Целесообразно также проводить беседы с родственниками, коллегами,
одноклассниками и сверстниками на предмет получения информации о
религиозных взглядах интересующих лиц, их высказываниях относительно
идеологии терроризма, намерениях на совершение соответствующих
действий.
При работе с лицом, вовлекаемым в террористическую деятельность,
необходимо, в первую очередь, изолировать его от дальнейшей
идеологической обработки со стороны сторонников террористических
формирований, в том числе путем нейтрализации последних методами
государственного принуждения (на данном этапе профилактическая
деятельность органов внутренних дел пересекается с оперативно-розыскной).
При этом должна быть получена максимальная информация о том, кто
является источником деструктивного психологического воздействия. Следует
иметь в виду, что зачастую фигурант воспринимает вербовщика, как своего
друга, и будет скрывать его данные и местонахождение. Выявление контактов
фигуранта с вербовщиками, необходимые для поимки последних, должны
проводится под контролем подразделений, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность.
Вместе с тем, следует подвергать проверке и информацию,
указывающую на наличие радикальных взглядов и идей у лиц, не связанных с
религией. Особенно серьезно следует отнестись к радикально настроенной
молодежи, в кругах которой могут возникнуть идеи о необходимости
воздействия на общество («всколыхнуть народные массы» для «открытия им
глаз» на что-либо), реализации которых вполне может послужить серия
терактов. Сложностей с подысканием средств совершения теракта в
современных условиях не возникнет – Интернет наполнен информацией об
изготовлении взрывных устройств в домашних условиях, а в отсутствии
желания устраивать подрыв, можно совершить, например, поджог,
нападение на образовательное или дошкольное учреждение, на граждан в
общественном месте и т.п.